Открыть меню

Коробка передач на тракторы МТЗ: устройство, возможные поломки и способы их устранения


Содержание   

  1. Устройство коробки передач на МТЗ тракторы
    1. Раздаточная коробка
    2. Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)
  2. Ремонт неисправностей, способы их решения
    1. Скрип при переключении передач
    2. Заклинивание подшипников
    3. Люфт рычага переключения передач

Коробка переключения передач является одним из самых важных конструктивных элементов трансмиссии любого транспортного средства, в частности, трактора, и предназначена для изменения скорости, направления движения, крутящего момента. В соответствии с принципом работы различают такие типы КПП, как механические, автоматические, роботизированные.

На любом тракторе, произведенном Минским тракторным заводом до 1985 года, установлена трансмиссия механического типа. Механика отличается простотой конструкции, возможностью ручного управления во  всех режимах передвижения, надежностью. Давайте подробнее рассмотрим устройство КПП, составные элементы, их распространенные поломки и способы их устранения.

1 Устройство коробки передач на МТЗ тракторы

Коробка передач трактора – значимый узел машины, который не только отвечает за переключение скоростей, но и функционирование навесного оборудования. Для этого предусмотрен вал отбора мощности (ВОМ), располагающийся сбоку. При рассмотрении КПП в продольном разрезе невооруженным глазом видно идущих рядом два вала – первичный и вторичный. Оба механизма размещены на одной оси, за их соединение отвечает опорный подшипник.

Эта обязательная часть колесной техники, работающей от ДВС, обеспечивает стабильную работу всей системы. Вся конструкция трансмиссии слагается из таких элементов:

  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • тормозок для коробки переключения скоростей;
  • дифференциал;
  • муфта сцепления, система сцепления;
  • тормозная система;
  • карданный привод;
  • приводный шкиф;
  • ведущий передний мост;
  • боковой/задний ВОМы.

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Стандартный агрегат оснащен 9 ступенями для движения вперед и 2 задними ходами, что свидетельствует о возможности КПП переключать 18 скоростей (при движении вперед) и 4 скорости (при движении назад). Удваивать количество передач помогает понижающий редуктор. Если есть необходимость двигаться на скорости ниже, можно установить ходоуменьшитель.

Промежуточный вал расположен параллельно первичному. К этой же части относятся вал заднего хода и вал у первой передачи. Приводные шестеренки 3,4,5-ой скоростей располагается на первичном валу. Шлицевой тип соединения. Промежуточный оснащен шестеренкой, зубьями зацепляемой с шестерней третьей передачи.

Вращающий момент происходит за счет втулки, находящейся в обойме подшипника. Она соединена с центральной шестеренкой второй ступени редуктора. За зубчатым колесом помещены кулачки ВОМ. Над главной деталью зубчато передачи установлена система, разбрызгивающая смазку на трущиеся элементы, чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники.

МТЗ коробку передач дополняет 2-ступенчатый понижающий редуктор. На первой ступени завязаны 5 скоростей, один режим заднего хода. Она включается вследствие зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени. На вторую ступень редуктора приходятся иные рабочие режимы.

Система сцепления оборудована между коробкой передач и двигателем на специальном маховике. Она выполняет следующий комплекс задач:

  • надежная передача от трансмиссии к двигателю крутящего момента;
  • защита мотора и трансмиссии от резких нагрузок;
  • плавное соединение вращающегося коленчатого вала двигателя с неподвижным входным валом;
  • кратковременная легкая остановка трактора во время работы на необходимые небольшие промежутки времени.

Коробка передач МТЗ в сборе

Коробка передач МТЗ в сборе

Межосевой дифференциал имеет сложное строение, снабжено прочным разъемным корпусом. Как правило, раздаточная коробка – место трактора КПП, куда устанавливается устройство, отвечающее за распределение крутящего момента (КМ). Его вращение совершается под воздействием роликовых конусовидных подшипников. Крестовина механизма фиксируется между половинами корпуса.
к меню ↑

1.1 Раздаточная коробка

Раздаточная коробка без проблем передает крутящий момент к переднему ведущему мосту благодаря карданному приводу основными составляющими которого, являются два одинаковых по конструкции и длине вала (полный, открытый), опора. Промежуточную опору составляют: фланец, предохранительная муфта, подшипниковый узел. В КПП на МТЗ тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов: с защитным кожухом, без дополнительной защиты.


Раздатка необходима для распределения КМ между внутренними деталями, передачи момента от двигателя к приводным механизмам. Ее основными функциями называют:

  1. Увеличение крутящего момента на каждом ведущем колесе, что облегчает преодолевание выступов, крутых подъемов.
  2. Сохранение во время передвижения устойчивости (также при небольших скоростях).
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами, благодаря чему повышается проходимость трактора.

Раздаточная коробка имеет такие конструктивные особенности: ведущий вал, вал привода задней/передней оси, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, передачи зубчатого понижающего типа.
к меню ↑

1.2 Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)


к меню ↑

2 Ремонт неисправностей, способы их решения

Коробка скоростей, которой оснащается трактор производства МТЗ на основе гарантий изготовителя и положительных отзывов считается надежным узлом. Однако, как и любой,  состоящий из множества трущихся механизмов агрегат КПП нуждается в техническом обслуживании, регулярной чистке и смазке. Если пренебрегать данными обязательными мероприятиями, появляется риск столкновения с разного рода поломками
к меню ↑

2.1 Скрип при переключении передач

Скрип при переключении скоростей, что говорит о дефекте дисков сцепления, неправильной регулировке зацепления зубчатых колес. Следует заменить отслужившие свой эксплуатационный срок узлы. Если после этого резкий звук от трения остался, требуется осуществить проверку длины пружины, расположенной в блоке управления кулачками. Нормальной является длина, не превышающая 3,2 см в состоянии максимального сжатия.

Установка вала в коробку передач

Установка вала в коробку передач

Если предыдущие действия не привели к устранению поломки, придется снять крышку корпуса сцепления, а также крышку понижающего редуктора, проверить зазоры между накладками тормозкового диска, щели между цапфами отводки и вилкой включения. Толщина накладок должна быть меньше 1,5 мм, в противном случае ее заменяют. Относительно отводки и вилки включения те же действия (норма зазора – не более 2,2 мм).

Стоит отметить, что зачастую проблемы возникают с неисправностью вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Нередко ключ к разгадке поломки кроется в зацеплении шестерен.
к меню ↑

2.2 Заклинивание подшипников

Для исправления слейте машинное масло из КПП, снимите ее корпус и пол кабины. Если этого не достаточно, потребуется открыть доступ через извлечение боковых крышек и раздатки. Покрутите насколько возможно с помощью монтажного лома все валы вокруг оси, а затем по радиусу. Если движение вала ощутимо, а подшипники не находятся в своих гнездах, нужно с трактора полностью снять коробку передач, разобрать ее и заменить за счет съемников старые органы.

Иногда причины поломки могут находится во вторичном вале. Специальным прибором обратите внимание на зазор в опорах, содействующих его вращению. Для этого оптыне мехники распологают индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни, после чего проводят проверку вторичного вала по его оси. Щель в оси возникает даже по причине ненадежности крепления гайки вала. Потому, прежде чем делать вывод о стертости подшипников и отправляться за покупкой новых, убедитесь, что гайка находится к крепко затянутом положении.

Схема положения переключателя передач

Схема положения переключателя передач

Возникший осевой зазор исправляют путем разъединения КПП и занего моста, выпрессовании стакана подшипника вторичного вала, выключением передачи, проверкой степени затяжки сборочного узла. Для проверки применябт динамометрический ключ. Замена толщины прокладки вала ведет к исправлению его осевого движения. Исправное состояние характеризуется пределами вращения 7-8 Нм.
к меню ↑

2.3 Люфт рычага переключения передач

В результате недостаточного трущегося усилия вилок переключения появляется произвольное выключение, неполное отключение. Могли пружинные фиксаторы утратить свою упругость.

Для выяснения загвоздки отсоединяют механизм переключения передач, производят ревизию с замерами щек вилок, ширины зева, зазора между планками переключения. Замена изношенных запчастей ликвидирует проблему.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 moezerno · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено